ДРАКОНЫ И ДИНОЗАВРЫ часть 4 Продолжаем разбираться в неоднозначном вопросе существования драконов в истории человечества. А проще сказать, в вопросе сосуществования динозавров и людей. Сегодня расскажу о Вавилоне, Геродоте, Иосифе Флавии и французском городе Нерлюк. Итак, когда были найдены учеными-археологами руины древнего города Вавилон, было обнаружено сохраненные стены города. Произошло это событие в далеком 1899 году, когда немецкий археолог Роберт Кольдевей сделал это открытие. Общая сумма расходов на археологические раскопки Кольдевея, которые продолжались 18 лет (!), составила 500 000 (!) золотых марок. Для выполнения уникального объема земляных работ к месту раскопок пришлось проложить железнодорожный путь. Но вернемся к Вавилону. Оказалось, что город имел тройной круг защитных стен и был окружен рвом. В стенах было девять ворот, одними из которых были ворота вавилонской богини Иштар, которые завораживают своей красотой. Ворота являются полукруглой аркой построенной из кирпича, покрытого голубой, желтой, белой и черной глазурью. Стены ворот украшали барельефы и орнаменты. Барельефы необыкновенной красоты с рядами изображений, в основном, трех животных: крупного устрашающего вида быка, льва и вавилонского дракона (ну конечно же, и здесь дракон!), которого жители называли «Сирруш». Клинописные таблички утверждают, что вавилонские жрецы держали дракона в подземелье храма, и городские жители поклонялись ему как божеству, что привезли это странное животное из Африки. Все это произведение искусства датируют 575 годом до н.э. Кроме всей этой невероятной красоты, для нас интересно изображение дракона. Наряду с реально существующими животными – изображение «мифического». С какой стати вавилоняне решили изобразить дракона там? Конечно, мы сможем прочитать в книгах о Вавилоне, что это образы могущества царя, государства и т.д. Символы, короче говоря. Но здесь хочется вспомнить о книге пророка Даниила, которая является частью Ветхого Завета Библии. Нам всем известно, что в книге есть двенадцать глав. Но, возможно, не все знают, что существуют 13-ая и 14-ая главы книги. Правда, эти главы считают апокрифическими, поэтому они не входят в библейский канон. Основная причина в том, что эти главы были написаны на греческом языке и в еврейском тексте их нет. Есть еще ряд сомнений в правдивости этих текстов согласно текстологическому анализу в сравнении с оригинальными текстами. Но углубляться мы в этом не будем. Интересным для нас есть другое. В четырнадцатой главе книги рассказывается о вавилонском драконе, которому поклонялись вавилоняне и который жил в подземельях храма. Даже если эти тексты и является апокрифами, они представляют собой косвенное доказательство существования исторического вавилонского дракона. Об этом же свидетельствуют и клинописные таблички. Кстати, что касается рассказа о драконе, то сторонники его существования на еврейско-арамейском языке указывают на один арамейский фрагмент из Иудейского комментария на книгу Бытия, который был опубликован в 1290 году Раймундом Мартини и похож по содержанию с 14-той главой книги Даниила. А теперь о Геродоте. Геродот Галикарнасский – древнегреческий историк, автор знаменитой «Истории» в девяти книгах, первого исторического произведения древнего мира, дошедшего до нас. Геродота еще называют «отцом истории». Во второй части его труда мы читаем: «Есть в Аравии местность, расположенная примерно напротив города Буто город, который, вероятно, располагался вблизи современного Суэцкого канала, и туда я отправился, чтобы узнать о крылатых змеях. Когда я прибыл, я увидел кости и хребты змей, и было их там так много, что нельзя описать. Были там кучи хребтов и большие, и меньше, и совсем маленькие, и было их там очень много. Место, где разбросаны эти хребты, следующее: ущелья, спускающиеся с гор на большую равнину, которая сочетается с египетской равниной. Рассказывают, что скоро начинается весна, крылатые змеи вылетают из Аравии и направляются в Египет. Но птицы – ибисы – прилетают и ждут их при входах в ущелья и не дают им возможности лететь дальше, убивая их ... Змея по своей форме совсем похожая на ужа, ее крылья не имеют перьев, но похожи на крылья летучей мыши»¹. По словам Геродота видно, что он не видел крылатых змей лично, кроме их костей, но описывает их со слов других людей. Но давайте прочитаем следующий отрывок, уже из третьей книги. «На юге крайне заселенная страна – Аравия. Только в ней растут ладан, смирна, кассия, кинамон. Ладан они арабы собирают, сжигая стирак. Они окуривают дерево снизу стираком и срезают с него смолу. Ведь эти деревья, дающие ладан, охраняют маленькие крылатые змеи, различные по внешнему виду, которых бывает очень много вокруг каждого дерева. Именно эти змеи, которые словно целое войско, нападают на Египет. И их нельзя отогнать ничем, кроме дыма стирака.... Гадюки есть по всей земле, но крылатые змеи существуют только в Аравии и нигде больше их нет.... Итак, ладан так себе добывают арабы, а кассию следующим образом: сначала они хорошо обертывают все тело и лицо, кроме глаз, всякими шкурами, а потом идут добывать кассию. Кассия растет на одном озере, не слишком глубоком, и вокруг него, а посередине его в разных местах гнездятся крылатые твари, очень похожи на летучих мышей, ужасно визжат и очень сильные. Сначала приходится прогонять их подальше, защищая глаза, а потом собирать кассию »². Из этих двух отрывков можно сделать вывод, что «крылатые змеи» являются маленькими, живут только в Аравии, имеют крылья как у летучих мышей и длинный хвост. Еще они нападают на Египет. Ибисы (птицы рода аистообразных), которые живут в Египте, являются естественными врагами «крылатых змей». Это тоже нас убеждает в том, что «крылатые змеи» не были больших размеров. Тогда с чем их можно сравнить? Вероятно, это был один из видов птерозавров. Птерозавры – вымершие животные ряда летающих архозавров, живших в так называемую мезозойскую эру. Некоторые формы имели длинные зубастые челюсти и длинные хвосты, размах крыльев был от 25 см. до 10 - 11 м. Практически все птерозавры были хищниками, отдельные виды кроме полета прекрасно ходили и бегали. Были виды, которые жили на деревьях и питались, вероятно, насекомыми. Например птерозавр Wukongopterus lii имел размах крыльев до 73 см. и длинный хвост. Nemicolopterus chuangzhao имел размах крыльев до 25 см. Возможно, в ущельях эти животные размножались, выращивая там своих детенышей, а в лавандовых рощах питались. То есть мы видим ежегодное перемещение или переселение "крылатых змей» на относительно большие расстояния, связанное с сезонным изменением экологических или кормовых условий или особенностями размножения с территории гнездования на территорию зимовки и обратно, подобно современным птицам. В дополнение к этому хочу привести отрывок из еще одного древнего текста. Иосиф Флавий – еврейский историк, перу которого принадлежит известное историческое произведение «Иудейские древности». Во второй книге этого произведения, в десятой главе, Флавий рассказывает об истории схватки Моисея с «эфиопами». Когда Моисей (тот самый) был еще на службе у фараона, на Египет напали эфиопы, и похитили у египтян имущество и стада. Тогда фараон назначил Моисея командующим армией, чтобы догнать воров и отобрать имущество. Моисей отправил против них войско не по морю, а сухопутным путем, чтобы застать врага врасплох. Переход пустыней был затруднен большим количеством крылатых змеев, которые нападали на людей. Тогда Моисей приказал взять с собой плетеные из лозы клетки с ибисами, чтобы отгонять тварей. Вот как описывает их историк: «Их там огромное количество, причем существуют и такие, которые в других местах нигде не водятся и отличаются силой, злокчественностью и уродливым видом; некоторые из них также имеют крылья, так что не только могут нанести вред, крадучись по земле, но и, налетая сверху, нападать на людей, которые этого совсем не ожидают»³. Мы видим явное сходство в описании «крылатых змеев» между этими двумя авторами. Совпадение? На очереди – средневековый французский город Нерлюк (Nerluc). История, о которой я хочу рассказать, имела место в 48 году н.э., согласно местной легенде. Легенда рассказывает, что на берегах реки Роны, которая протекает неподалеку, жил страшный дракон Тараск (Tarasque). Чудовище пожирало все, что попадалось на его пути: скот, людей, но особенным его лакомством были девы. Жители города много раз пытались убить Тараска, но безуспешно. Тогда горожане обратились за помощью к королю, но он отказал, так как считал, что дракон – это просто выдумка. Наверное он был сторонником теории эволюции. В это время в город прибыла дева в белой одежде. Это была Святая Марфа из Вифании, что в Иудее (да-да, та самая Марфа). Горожане обратились к ней за помощью и она согласилась. На берегу реки Марфа села на камень и запела. Услышав прекрасную песню, Тараск вышел на берег, лег у ног девы и заснул. Марфа надела на дракона ошейник и привела его в город, где местные забросали его камнями. По другой версии легенды, Марта связала с ветвей подобие креста и молитвой покорила дракона. С тех пор город носит имя Тараскон и в нем ежегодно устраивают праздничное шествие и карнавал в честь дракона Тараска. Легенда как легенда, ничего особенного. Кроме внешнего вида дракона, подобие которого ежегодно мастерят для карнавала и которому был возведен памятник у местного замка. Из выставленных мной фотографий вы сможете сами сделать вывод, который, на мой взгляд, очевиден. Автор: Бабицкий О. 1. Геродот, «Історії», кн.2 http://ae-lib.org.ua/texts/herodotus__historiae_2__ua.htm 2. Геродот, «Історії», кн.3 http://ae-lib.org.ua/texts/herodotus__historiae_3__ua.htm 3. Иосиф Флавий, «Иудейские древности» https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/iudeiskie_drevnosti/2